Информационная потребность студентов Южно-Якутского технологического колледжа

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном обществе информация оказывает все большее влияние на социальные, экономические, культурные процессы, особенно это сказывается на молодежи, как наиболее восприимчивой и наименее социально устойчивой группе населения, которая, вместе с тем, оказывает заметное влияние на качественное изменение структуры общества.

 

Информационная ситуация сегодня определяется противоречивым единством “информационного взрыва” и “информационного голода”. Эта проблема возникла под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значимыми для формирования информационных потребностей молодежи оказались: противоречие между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации; перепроизводство избыточной информации, которая затрудняет поиск ценной информации. Эти и другие проблемы информационной культуры современной молодежи требуют особого внимания, что и определило актуальность изучения информационных потребностей студентов колледжа.

Общий объем выборки исследования составил 100 человек в возрасте от 16 до 20 лет. Анализ полученных результатов осуществлялся на основе следующих показателей: информационное поведение студентов колледжа; специфика информационных предпочтений студентов; оценка студентами системы информационного обеспечения в колледже.

В данном опросе мы получим результаты информационного поведения и предпочтения студентов нашего колледжа.

Итак, приступим: основным источником информации для студентов является интернет - 64% респондентов используют интернет-ресурсы для получения необходимых сведений. 19% респондентов все необходимые сведения получают от друзей и знакомых. На третьем месте находится телевидение – приоритетным информационным ресурсом оно является для -14 %. Печатные СМИ и радио оказались не так востребованы молодыми участниками исследования - 3% и 0% соответственно.

Интернет является основным источником информации для  39% опрошенных. На втором месте по уровню доверия – телевидение - 30%. Сведениям знакомых и друзей доверяют 14%. Новостям радиоэфира и информации в печатных изданиях  доверяют соответственно 9% и 8% опрошенных.

Большинство участников исследования ищут сведения, связанные с их учебой - 41% и интересами, хобби - 36%. 13% респондентов интересуются также сведениями о здоровом образе жизни. 10% - информацию о способах организации своего досуга.

Основной трудностью при поиске нужной информации для участников исследования является её эксклюзивность, недоступность для широкого использования: 63% - ограниченное количество необходимой информации, 25% - ее отсутствие.

Менее актуальна для респондентов проблема отсутствия электронных версий литературных источников - 10%. 2% испытывают трудности из-за неумения пользоваться поисковыми системами.

Любимыми сайтами студентов колледжа является российская социальная сеть – «Вконтакте» - 73%. Поисковая система «Google» - 15%. Далее в меньшинстве «Youtube» - 6%,  «Яндекс» - 4%. «Одноклассники»- 2%. В группу радиостанций со значимой долей популярности среди студентов колледжа входят: прослушивание радиостанций через интернет - 41%; «Европа Плюс» - 38%; «Авто-радио» -10%, Радио «Вояж» - 7%; Радио «СТВ» - 4%.

Иерархия любимых молодежью телеканалов выглядит следующим образом: на 1-м месте молодежный развлекательный канал «ТНТ» - 60%; на 2-м месте молодежный развлекательный канал «СТС» - 18%; 3-е место разделили музыкальные и новостные каналы по 8%. Менее популярны в молодежной среде «Первый канал», «Россия 1», «НТВ» по 2 %.

Исследование выявило, что интерес студентов к проводимым акциям и мероприятиям в колледже на хорошем уровне. На вопрос: Часто ли ты слышишь информацию о различных студенческих  мероприятиях в колледже? 41% ответили положительно: «Да, я периодически узнаю о программах и мероприятиях». 28%сообщили, что сталкиваются с подобной информацией, но иногда не могут получить её в полном объеме.  14% не сталкиваются с информацией, но уверены, что она их могла бы заинтересовать. 12% абсолютно не интересна какая-либо информация и лишь 5% регулярно следят за информацией.

На вопрос: Как, на твой взгляд, проходит информирование о мероприятиях, акциях, программах в колледже? 44 % респондентов ответили, что скорее хорошо, но информация не всегда подается интересно. 42 % считают, что хорошо, информации много, она подается ярко и интересно. Лишь 9% не получают вообще никакой информации. 5% утверждают что «информация подается плохо, её мало и она скучна».

Мы задали участникам вопрос:  Какие из представленных способов информирования о мероприятиях, акциях будут наиболее эффективными? На первое место они поставили общие собрания, на которых бы озвучивались текущие события - 32%. Реклама мероприятий в социальных сетях на втором месте - 28%. По средствам смс-информирования - 22%. Идею создания молодежной передачи колледжа поддержали 14%. 4% высказали свои предложения по способу информирования студентов. 

Анализ результатов проведенного социологического исследования «Информационные потребности студентов ЮЯТК» позволяет определить следующие особенности системы информационных предпочтений: Основным информационным ресурсом для студентов является интернет. Телевидение, радио и печатные источники уходят на второй план. Как при просмотре телепередач, так и при прослушивании радио и чтении газет, молодые люди ориентированы на их развлекательную функцию. Передачи и статьи информационного или аналитико-дискуссионного плана не интересны. Большинство студентов заинтересованы в информации о различных программах и мероприятиях, проводимых в колледже.  

В современных условиях многие молодые люди начинают понимать, что обладание различного рода информацией является одним из факторов успеха, для чего подавляющее большинство из них хотело бы достичь более высокого уровня информированности; поэтому потребности в информации являются сильным мотивом и регулятором поведения молодых людей, в частности, информационного поведения.

 

Куцев П.С

Зав. культурно-эстетическим центром

ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж»

 2 3 4

 

v